В этом году их было ещё меньше. Но всё равно те, кто сидит в так называемом "Сталинском центре" на содержании из госбюджета, никогда не дождутся удовольствия заявить, что никаких невинных жертв строительства социализма с лагерями и расстрелами не было. Люди уходят, история остаётся, даже если её стараются сделать "правильной" нынешние власти…
В Пензе у памятника "Покаяние", установленного на месте снесённого большевиками храма Петра и Павла, в котором чекисты убивали русских людей, 30 октября состоялось традиционное траурное мероприятие по случаю Дня памяти жертв политических репрессий. Этот день в году ещё именуется как день памяти жертв сталинских репрессий – дата, которую зюгановцы и прочие сталинисты хотели бы вообще вычеркнуть из календаря. Организатором акции обычно выступает Пензенское региональное отделение Российского историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал", но мероприятие не обходят стороной и власти. Не обошли и в этом году, вот только событие получилось несколько иным… И сей неприятный факт наверняка вселил в зюгановцев некую надежду, что в России снова запретят говорить вслух о том, как их предшественники уничтожали собственный народ на пути к светлому царству социализма.
Для начала следует снова припомнить, какого чёрта вообще на траурном мероприятии жертв сталинизма топчутся чиновники, единороссы и всякие там депутаты. Двенадцать лет назад пензенские власти на этот сход стариков у памятника "Покаяние" вообще не обращали внимания. Оно было и понятно – многие из сидельцев властных кабинетов были выходцами из партноменклатуры КПСС, которые по-прежнему считали сталинский геноцид русского народа некими "отдельными перегибами на местах".
Потом случилось событие – Владимир Путин в 2007 году в этот день посетил Бутовский полигон и отдал дань памяти жертвам политических репрессий. И в регионах, у руководства которых разведка в столице была налажена лучше, чем у тогдашнего пензенского губернатора Бочкарёва, чиновники тоже синхронно чуть ли не со слезами на глазах и в обнимку с потомками расстрелянных "врагов народа" пошли к мемориалам, произнося скорбные речи про то, что, мол, память останется в веках…
А в Пензе в тот момент чиновники лопухнулись по полной. И в кабинетах областной власти случилось смятение – поскольку обошли мероприятие "Мемориала" молчанием и равнодушием, то налицо был факт политической близорукости, грозивший повлечь за собой определённые негативные выводы со стороны центральной власти. Дескать, Путин отдаёт дань памяти, а в Пензе на эту память наплевали…
И на следующий год в этот день в первых рядах перед памятником "Покаяние", оттеснив самих репрессированных и их родственников в сторону, гордо и с печалью на лицах стояли ответственные чиновники. А также единороссы с частоколом своих флагов, молодогвардейцы, ничего не понимающие в сути события, но с целеустремлёнными лицами, и прочие представители всего и вся – лишь бы отметиться, лишь бы быть в русле… И говорились речи, что не забудут, что будут чтить. Обещали камень поставить с надписью, разъясняющей, что это за изваяние тут стоит… Камня, к великому удовольствию красных, нет до сих пор.
Потом на московский "Мемориал" повесили ярлык иностранного агента. Никто в Пензе ничего не понял, но уяснили только одно – за общение с жертвами сталинских репрессий уже можно иметь неприятности в карьере. И не топтались больше у памятника "Покаяние" единороссы с печалью на физиономиях, не скорбели, как профессиональные плакальщики, молодогвардейцы… Оно и было к лучшему, ибо никто своим официозом больше не мешал старикам спокойно помянуть тех, кого когда-то "синие фуражки" уводили в ночь…
Но вскоре про клеймо иноагента, которое вовсе не имело никакого отношения к пензенскому "Мемориалу", как-то забыли, к великому сожалению зюгановцев. И участие в событии стали принимать чиновники Управления внутренней политики. Но…
На этот раз было как бы два мероприятия памяти жертв сталинских репрессий – одно "правильное", которое с участием представителей власти, а другое – как бы самодеятельность, про которую чиновники решили ничего не знать.
Официальное мероприятие прошло стандартно. Панихида, речи ораторов, присутствие относительно высокопоставленных персон, возложение цветов к памятнику… Но никакого упоминания о "Мемориале". Ибо враг в лице "иностранного агента", а мероприятие официальное как бы. И даже когда слово для выступления дали руководителю регионального отделения "Мемориала" Татьяне Алфертьевой, то не стали упоминать, кто она такая. Просто Татьяна Алфертьева и всё тут…
Кстати, о выступлениях. Изначально чиновники пытались, как поведали участники акции, даже вычеркнуть из сценария зачитывание имён расстрелянных во времена сталинских репрессий пензяков. И (внимание!) не давать слова для выступления оставшимся в живых подвергшимся репрессиям гражданам и их потомкам… Но случился будто бы скандал, и вопрос утрясли. Имена расстрелянных были озвучены посредством аудиозаписи, и оставшиеся в живых люди, испытавшие на себе весь ужас сталинских репрессий, всё-таки выступили. Как и те некоторые, которые тут были, в общем-то, не совсем по воле сердца, но пришлось...
А потому была ещё одна акция. Уже после того, как официальное мероприятие закончилось, и ответственные чиновники с депутатами ушли восвояси, собрались снова люди. К активистам "Мемориала" примкнули националисты с представителями штаба Навального в Пензе, всеобщему обозрению представили спрятанный ранее плакат, свидетельствующий о том, что это "Мемориал" проводит своё мероприятие. И снова, но уже своими голосами, начали зачитывание имён тех, кого когда-то увели в ночь "синие фуражки"…
Разумеется, напрашиваются кое-какие выводы. Итак, чиновников можно понять – этот "Мемориал" есть "иностранный агент", а потому, при всём сугубо личном уважении к этой организации многих представителей власти, ответственным персонам за социально-политическую стабильность в регионе приходится действовать согласно инструкциям, а не эмоциям. Время нынче тревожное, Россия под информационным и экономическим натиском недругов, в общем, нужно адекватно соответствовать.
Далее – это такая нынче внутренняя политика. В Пензе есть памятник Сталину, но до сих пор нет камня у памятника "Покаяние", поясняющего, что это тут такое, и на каком святом месте оно стоит. Так и не вышла полная книга памяти жертв сталинских репрессий в силу стараний пензенских сталинистов, имеющих определенное влияние на нынешних власть имущих. И это не говоря уж о том памятнике невинным жертвам строительства социализма, который намеревались соорудить на Соборной площади.
А почему это так, и как оно видится всё в будущем, можно рассудить по нынешнему мероприятию "два в одном" у памятника "Покаяние" – не нужна нынешней власти такая память. Ибо мало ли, что там впереди, а у людей в памяти окажется, с чем сравнить и, соответственно, решить, как поступить…
Ещё от силы лет пять, и уже некому будет 30 октября у памятника "Покаяние" вспоминать на личной судьбе, как т-щ Сталин с подручными проводил политику геноцида русского народа. Но этим займутся другие – в Пензе далеко не все топчутся и гневно орут на митингах зюгановцев или ликуют по отмашке начальства на официальных городских торжествах. Свечи будут также гореть, имена будут звучать… Дабы памятник т-щу Сталину однажды не перекочевал с задворков магазина фейерверков куда-нибудь в центр города на видное место. Ведь если заткнуть народу рты, как это уже попытались сегодня, 30-е годы прошлого века могут повториться уже 30-ми годами века нынешнего.
|