Представим картину – сидит судья и пишет приговор, а вокруг беснуется толпа, обзывая правосудие кривосудием, требуя свободу подсудимому, обещая в будущем всех причастных и того же судью привлечь к суду народа и так далее. А потом осужденный почему-то негодует по поводу "безумного" срока в этом приговоре…
Приволжский окружной военный суд на выездном заседании в Пензе вынес обвинительные приговоры анархистам из некой организации "Сеть", которую ещё до того признали в России террористической. Суть дела хорошо известна всем, кому было интересно, но таковых в стране оказалось не так уж и много, а потому на подробностях останавливаться уже нет смысла. Но сроки заключения обвиняемые получили большие, и другого исхода ожидать было уже нельзя – в определённый момент следствия в дело вмешались разного пошиба правозащитники, которые, преследуя в первую очередь, собственные интересы, превратили ход дела в процесс противостояния власти и общества. Противостояние оказалось, как обычно, слабоватым, все "наезды" разных "независимых" СМИ были расценены, как давление на следствие и суд. И, как результат, анархисты получили столько, сколько требовал обвинитель. Зато были пикеты, крики и барабанный бой…
Итак, как уже было сказано выше, вдаваться в подробности этого самого дела "Сети" нет смысла. И вообще следовало бы весь ход событий оставить за скобками – автор не читал уголовного дела, лично с этими "террористами" знаком не был, но по опыту знает прекрасно, что в уголовных делах у каждой стороны своя правда. ФСБ раскрутила как бы преступную организацию, и у следствия свои доводы. А те, кого поймали, утверждают, что все показания выбиты исключительно под пытками, а улики, естественно, подброшены, и вообще, сие есть дело политическое…
Делать свои выводы тут не будем. Ибо есть на то повод сомневаться в правоте каждой стороны. Просто вспомнился один случай из жизни автора.
В конце 80-х годов прошлого века, будучи опером уголовного розыска в Хабаровском крае, пришлось расследовать поджог магазина на одном из глухих оловянных приисков тех мест. Подозрение пало на сожителя продавщицы, здоровенного алкаша, шире этого опера в плечах раза в два. Сожитель, как и все алкаши, быстро покололся, при понятых показал на месте преступления, как и что было, показал и тайник с украденными харчами в тайге. Но как только его привезли в райотдел милиции да поселили в камере ИВС, где сразу нашлись "учителя", то на утро у следователя этот бугай громко заявил, что щуплый опер его избивал нещадно… И что харчи в тайге заранее были сложены следственной группой, а его, зверски избиваемого опером, заставили заучить маршрут, как к нему привести следователя при понятых. Глядя на этого громилу и на худосочного опера, хохотал потом даже адвокат…
В общем, не будем разбирать дело "Сети", признанной террористической организацией, ибо де-юре факт пыток уже не фигурирует нигде, а потому неведомо, то ли пытали кого, то ли кто унитаз ломал и сам себя на пол ронял, не зная, что в камере установлено видеонаблюдение… Для этого нужно проводить новое отдельное следствие, хотя бы на основании конкретных публикаций в СМИ, пусть и конъюнктурного поля... А пока лучше порассуждаем со своей колокольни о резонансе этого уголовного дела и его последствиях.
Судя по кучке молодых и непонятной ориентации персонажей с плакатами и барабанами, что суетились около здания областного суда при оглашении приговора, резонанс этого дела был невелик. В основном, приезжие, ибо в Пензе конкретных друзей этих анархистов и десятка не наберётся, а сочувствующие им либералы давно разогнаны по углам местными карательными органами. Ну, ещё были и известные правозащитники – например, Лев Пономарёв. Но прошли те времена, когда одно присутствие таких персон чего-то значило для общественного мнения. Нынче критерии оценки ситуации давно не те, и говорунам из былых 90-х давно пора на печку…
Были и пикеты, как же без них. Да только не было от тех пикетов никакого толку – люди шли мимо здания областного суда, ибо мало кто из пензяков знал, что тут происходит, и, самое интересное, что и знать-то не хотели… Правда, кое-какие водители машин, что ехали мимо, сигналили. Они всегда сигналят, когда видят какой-нибудь пикет у дороги.
А ещё было нарушение общественного порядка прямо в здании областного суда. Те, кто не попал в зал, где оглашался приговор, топтались в коридоре. Когда просто топтались – это ничего. А когда начали хором скандировать лозунги – это уже публичная акция. Незаконная. В здании суда. И журналисты либеральной "Новой газеты" по глупости сей факт старательно засвидетельствовали на видео, опрометчиво опубликовали в интернете, а спохватившись, удалили... Но факт всё равно зафиксирован.
И теперь неизвестно, как ко всему этому отнесутся правоохранители. Если спишут всё на эмоции толпы и не станут принимать никаких действий, то создадут прецедент, и теперь в зданиях судов, во всяком случае, пензенских, можно митинговать…
У заднего двора областного суда тоже шумели. Но уже после приговора. А леворадикалы выложили про это душераздирающий видеоролик – там даже били в барабаны. Оказывается, можно. Только надо ещё узнать, кому. А то ведь придёт, например, по какому-нибудь случаю в суд националист Александр Шипанов с таким же барабаном, а уйти уж и не получится…
Теперь о главном – сроки заключения, которые суд огласил давеча в отношении семерых анархистов, могли быть и меньше. Причём, значительно. Если бы не было давления на суд со стороны всяких правозащитников и так называемого гражданского общества – именно так, а никак иначе, расценивают судьи всякие там предварительные публикации в СМИ, митинги и пикеты под окнами суда, и однозначно "обличающие" комментарии правозащитников в коридорах у залов заседания на телекамеры. А ведь это судья, живой человек, а не робот, решал, сколько давать Пчелинцеву – чисто символический срок или на всю катушку…
Но и крикуны, и правозащитники прекрасно понимают, что общественное мнение имеет какой-то вес, когда судью избирает общество. А когда судью назначает… (указательный палец кверху), то всякие "мнения" на камеру за дверями зала суда и манифестации в коридорах ничего не значат и идут только во вред подсудимым. Но, как было уже сказано, у правозащитников, которые, как правило, либерально-европейской ориентации, совершенно иные интересы – себя отрекламировать, значимость поднять, потом при случае и продать себя подороже…
В общем, было в Пензе событие. Разнеслось по стране посредством интернета и СМИ. Эти, которые приезжали в Пензу, дабы постоять с плакатами и покричать в коридоре суда, про пензенских анархистов уже наверняка забыли – пошумели, свернули плакаты с барабанами и разъехались, всуе обозвав приговор суда безумным. Но кто-то как-то явно подзаработал. А семь героев дня выйдут на свободу совсем не скоро… Но могли бы и пораньше.
* * *
Сообщество "Сеть" внесено в список запрещённых на территории России террористических организаций в соответствии с решением Московского окружного военного суда от 17 января 2019 года, вступившего в законную силу 14 марта 2019 года. Но интересен тот факт, что те же "независимые" СМИ, а также все, кто не считает осужденных анархистов террористами, по факту согласились с тем, что организация террористическая. Прямо так говорят и пишут: "Террористическая организация "Сеть", хотя можно и заявить о своём несогласии, просто выразившись иначе: "Организация, признанная судом в России террористической". А то ведь странно получается – организация террористическая, а её участники вовсе и не террористы как бы, по мнению "независимых" журналистов, не говоря уж про активистов с барабанами… |