Если пассажиру в автобусе кондуктор начнёт рассказывать о проблемах транспортных буржуев, и какая головная боль от антимонопольной службы, то этот пассажир просто пошлёт в одно место и кондуктора, и её хозяина. Ибо ему плевать, ему ехать надо. Как плевать и перевозчику, что у пассажира мало денег…
Судя по нарастающей истерике акул местного пензенского капитализма, идея по возрождению муниципального транспорта потихоньку стала продвигаться. Во всяком случае, тема не забыта, идут разговоры про некие 120 автобусов, которые будут закуплены для города. Но масла в огонь подлила антимонопольная служба, заявившая давеча, что в прошлом году, когда частные перевозчики задрали цену на проезд в общественном транспорте, имел место картельный сговор. Дело начали раскручивать, как того требует закон, а вот транспортные монополисты, естественно, встали как бы в боксёрскую стойку – посредством СМИ, не только своих, но и прочих, кормящихся на подаяниях бизнеса, завели пластинку про уничтожение предпринимательства, про то, что через муниципальные предприятия воры-чиновники пилят бюджет и т.д. Только рядовому пассажиру, у которого нет выбора, и местные транспортные буржуи хозяйничают в кошельке, как в своём, совершенно плевать на то, что какие-то бизнесмены, у которых нет миллиарда, идут в жопу – это их, бизнесменов, проблемы…
Нужно сразу уточнить, что речь не идёт о каком-то там "экономически обоснованном" плане по возрождению муниципального транспорта, что будто бы где-то под красным сукном в обкоме пензенских зюгановцев. Если бы таковой существовал в природе, им зюгановцы размахивали бы, как кумачом на митинге. Просто были одни лозунги в популистских обещаниях перед выборами и последующая болтовня персека обкома т-ща Камнева на эту тему, ибо народ стал задавать неприятные вопросы...
По большому счёту, пассажиру глубоко фиолетово и по поводу того, что УФАС выявило какой-то там сговор транспортных буржуев. Это было видно сразу. Просто один повысил стоимость проезда перед выборами, чем в значительной степени помог зюгановцам пробраться в гордуму целой шайкой в двенадцать голов, а второй слегка выдержал паузу, дабы УФАС не сразу наступило на хвост, а полгода повозилось – авось и пронесёт! Ну, накажут как-то, может быть, а цена билета в общественном транспорте такой и останется для нашего пассажира…
На страницах своих СМИ, а равно и нанятых для поддержки в борьбе за живучесть, буржуи могут сколько угодно кидать камни в антимонопольную службу за некую избирательность в направлениях своих ударов. Всякие их защитники, сами некогда обиженные властью, могут сколько угодно жонглировать цифрами, рассуждать о развитии бизнеса, о гнёте чиновников-мироедов, кричать о налогах, которые идут на благосостояние города и т.д. Пассажиру плевать. Ибо пассажир видит несоразмерную его доходам стоимость проезда в общественном транспорте, слышит о грядущем подорожании. И всё! И в понимании пассажира местные транспортные магнаты – просто зажравшиеся кровососы в небескорыстном сговоре с чиновниками, отпустившими цену билета в свободное плавание. И никому ничего не докажешь – люди смотрят на жизнь через свой кошелёк. А это избиратели, кстати…
Пассажиру совершенно до одного места, в какой жопе окажется бизнес местного транспортного магната г-на Фомина и прочих, если власть начнёт (а до выборов, когда появится необходимость заигрывать с народом, осталось недолго) педалировать вопрос возрождения муниципального транспорта. И угрозы возникновения транспортных проблем, если вдруг перевозчики пойдут на саботаж, решив устроить перебои с движением транспорта, не будет – водители маршруток, работающие с этим буржуями по договорам, не дадут такого сделать. Им кормиться надо, а стоимость проезда, которая была до последнего повышения, устраивала их вполне. Это ведь монополистам, захватившим самые "хлебные" маршруты в городе и пустивших по договорам на них вовсе не свои маршрутки, вечно мало отстёгиваемой водителями доли…
А пассажиру плевать, кстати, и на интересы водителей. Оно ведь в бизнесе так – в убыток себе никто возить народ не будет, а если транспорт продолжает ходить, значит, есть в том интерес. Но чтобы сбалансировать интересы перевозчиков и пассажиров, нужна здоровая конкуренция, которой в Пензе сейчас нет. И появление нового муниципального транспорта умерит аппетиты частников.
Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны. Когда прошлым летом транспортные буржуи сразу и значительно подняли стоимость проезда, пассажир побурчал слегка недовольно, но пешком не пошёл. Значит, он ещё пока при деньгах. И у буржуя сразу возник соблазн повысить цену проезда ещё разок – это будет летом этого года, если ситуация с транспортом в Пензе останется такой, как есть. И так продолжаться будет до тех пор, пока пассажир не пойдёт пешком. На бессрочный митинг под окна областного правительства. И не ведомый оппортунистами из КПРФ, чтобы поорать полчаса для отчётности, а чтобы добиться своего – в истории Пензы бывали такие моменты, когда зюгановцы опаздывали вмешаться. И власть, не полностью, но сдавалась. Прошлогодняя забастовка врачей скорой помощи тому пример…
Итак, интересы большинства, сиречь пассажиров общественного транспорта, довольно простые – разумная стоимость проезда, продуманные маршруты и бесперебойная работа. Кое-какой комфорт, разумеется. А кто возит, на каких условиях, какие у перевозчика проблемы – то никого не волнует. Мало денег, убытки несёшь – бросай этот бизнес и иди в жопу, ибо в понимании простого пассажира ты враг ему классовый…
Так ведь нет – буржуй стонет, цифрами жонглирует, о развитии бизнеса в масштабах страны языком молотит, а с улиц не уходит. А раз так, то, значит, выгодно.
* * *
А ещё следует не забывать, что мы в России живём. В которой полностью доверяться власти могут сегодня одни идиоты. Это про 120 автобусов и про мысли насчёт возрождения муниципального транспорта. Процесс этот долгий, денег нет… А с буржуями можно и договориться, и стоимость проезда не повысится. До поры. Дело в том, что пройдут выборы губернатора, затем выборы в Госдуму. И как знать, не окажутся ли эти 120 автобусов вдруг арендованными этими же транспортными буржуями за символическую цену или вообще в счёт компенсации стоимости поезда каких-нибудь льготников с последующим выкупом за копейки!
Перспектива вполне реальная. Потому что у нас никто ни за что не отвечает. Никто не ответил за искусственное банкротство и ликвидацию муниципального транспортного предприятия в угоду частникам, никто не ответил за попустительство городской власти, когда перевозчики получили право поднимать тарифы лишь на основании своих аппетитов… |