Скоро очередные выборы. Избиратели Пензенской области будут, если вообще захотят, голосовать за очередных, в большинстве своём прежних, депутатов регионального Заксобрания, и снова во главе партийных списков тех, что определённо заберут почти все мандаты, и тех, кому вообще ничего не светит, стоят так называемые "паровозы" – солидные известные персоны, дабы затмить разум избирателю, то ли считая оного по привычке полным идиотом, то ли для предания процессу выборов некую значимость, давно утраченную, что в большой степени сказывается на проценте явки…
Чтобы было понятно, что речь не идёт о каком-то мошенничестве и фальсификациях, можно привести простой пример из жизни. Допустим, прогорает пьеса в театре, никто на неё не идёт, ибо театр сам по себе тошнотворный, а ведь артистам тоже кушать хочется. И когда в этой дешёвой пьесе вдруг примет участие какая-нибудь известная столичная театральная звезда, то народ повалит строем, но не на спектакль, как таковой, а на звезду посмотреть. Но это уже мало интересует театральное руководство, потому как деньги в кассе вовсе не говорят, за что они уплачены. Или вот ещё – когда-то давно при Советской власти в Пензу приезжала популярная тогда группа "Машина времени", выступала на стадионе "Темп". И она также была неким "паровозом" для приехавших с ней никому неинтересных персонажей типа Кобзона, но его пензяки были вынуждены слушать перед выступлением коллектива Макаревича, и совершенно понятно, что приехал бы Кобзон один, выступал бы перед пустыми трибунами. А выборы – это тот же спектакль…
Итак, единороссы, ничтоже сумняшеся, определили "паровозом" самого губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. И даже в глухой деревне ничего не смыслящим в политике аборигенам понятно, что не оставит он губернаторство ради депутатства, что первая тройка партийного списка – это вовсе не он, а те трое, что за ним. Также совершенно понятно, что единороссы могут и без участия губернатора забрать себе почти все мандаты Заксобрания, и что Иван Белозерцев участвует в выборах чисто символически, дабы придать событию хоть какой-то авторитет, ибо низкая явка избирателей чести новоизбранным депутатам, а также "Единой России", как хозяйке положения, не делает. Но сам губернатор по ходу обмолвился, что участие в выборах ему поможет вроде как к народу ещё больше приблизиться, в общем, для дела нужно...
Местные соратники Жириновского, которым по обыкновению на выборах в региональный парламент ничего не обломится, давеча поставили "паровозом" в своём списке самого Вольфовича – а чего мелочиться, тем более что своих губернаторов у них почти нет. На прошлых выборах в Заксобрание Жириновский тоже первым шёл, да не вытянул – люди нынче грамотные стали, всё, как сказано выше, понимают. Но спектакль без какой-нибудь примы – это убыток в кассе, в нашем случае низкая явка на выборах. И если раньше, когда люди считали выборы серьёзным политическим делом, и на самом деле думали, что от их голоса действительно что-то зависит в их будущей жизни, они, люди, этих, которые "паровозы", принимали также всерьёз. Потом был период, когда это стало смешно, а сегодня это просто как неотъемлемый атрибут избирательной канители.
А ведь когда-то раздавались здравые голоса, дабы избежать превращения выборов в посмешище, запретить эти самые "паровозы". Например, в 2010 году Лидер "Яблока" Сергей Митрохин предложил определить уголовную и административную ответственность по каждому виду фальсификации на выборах и запретить включать в избирательные списки "паровозы" – известных людей, которые на деле не собираются становиться депутатами:
– Обман избирателей начинается с той практики, когда идет губернатор во главе списка или кто-то очень известный... а потом он отказывается от мандата и вместо него проходят никому не известные люди в парламент".
Совсем недавно, в 2016 году, мониторинговая рабочая группа Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предлагала законодательно исключить из выборного процесса такой механизм, как "паровозы". Говорили о необходимости законодательно закрепить меры, позволяющие исключить использование манипулятивных избирательных технологий, а именно технологию "паровозов", агитацию под видом информирования, использование административного ресурса, особенно по линии бюджетных учреждений, государственных и муниципальных организаций.
Однако в защиту "паровозов" выступили большие люди, например, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, хоть и отметила неэтичность данного явления. И вообще тогда был закончен спор тем, что единороссы порешили, что паровозы – это дело самих партий.
Но вернёмся к предстоящим выборам, если их можно так назвать. По сути дела, сей процесс превращён в некие соревнования – чей "паровоз" мощнее. И козе понятно, что в данном случае Жириновский, эдакий политический тяжеловес, продует вчистую простому пензенскому губернатору… Несолидно как-то для лидера старейшей партии, не правда ли? Не говоря уж о репутации самой партии среди местного населения – даже за майками и кепками к их агитпоезду стало намного меньше народу прибегать.
Впрочем, не стоит говорить о том, чего давно нет - это насчёт всякой там репутации, а вот авторитет самих выборов, и без того ничтожный, от этого "паровозного" состязания нисколько не выигрывает…
Виктор Шамаев. |