В Пензе 27 марта состоялся разрешённый властями митинг, который организовал профсоюз таксистов Пензы под руководством Андрея Гайкалова. Этой акцией, получившейся больше похожей на собрание, нежели на митинг, решено было обратить внимание власти и общества на проблемы в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Была принята резолюция в адрес властей в виде петиции, смысл которой можно передать весьма коротко – проезд в такси должен быть дороже, а вот конкурентов в Пензе должно быть поменьше…
Митинг пензенских таксистов, на который собралось более сотни народу, имел место быть у памятника пензенским пограничникам, что было вовсе не символично. Организаторы даже позаботились о громкоговорящей аппаратуре – хотели приспособить под это дело автомобильный громкоговоритель, да не получилось что-то, обошлись и так. Флагами не махали, плакаты гневного содержания тоже замечены не были, ибо тут никакой политики, вопрос чисто шкурно-экономический – слишком низкие расценки на провоз пассажиров, слишком много нелегалов, разного рода "минивозов", демпингующих на стоимости проезда, несовершенное законодательство, в силу которого работать без лицензии выгоднее, чем легально…
Была, естественно, полиция. Было и телевидение – событие для власти не опасное, это не внушительный митинг оппозиции против коррупции, который местные телеканалы дружно "не заметили", был, кстати, и представитель власти – начальник управления транспортного обслуживания Минпрома Пензенской области Алексей Антипов. Правда, чиновник в ход мероприятия не вмешивался, слово не брал, а только смотрел с задних рядов, чем дело кончится.
Таксисты, как известно, люди эмоциональные, горячие, на выражения не скупые, а потому дословно их речи приводить вовсе ни к чему. Спорили, жестикулировали, убеждали и предлагали – всё сводилось к тому, чтобы убрать с дороги всех нелегалов, для чего государство должно внести поправки в законодательство, ужесточающее ответственность за работу без лицензии, а также повысить тарифы – не менее 120 рублей за поездку… Большие претензии к диспетчерским службам, как к посредникам, но диктующим свои условия на рынке такси. Также вызывает озабоченность бесконтрольный набор водителей этими диспетчерскими службами – много таксистов работают таким образом без лицензии. В конце зачитали резолюцию и тут же стали её подписывать. Потом разошлись. А что будет дальше, будем смотреть…
Теперь позволим себе порассуждать. Бизнес, коим является и такси, как известно, предполагает рыночные отношения, конкуренцию, и выигрывает тот, кто, снижая себестоимость услуг, более низкой ценой привлекает клиента. А в Пензе, где на полмиллиона населения чуть менее 10 тысяч такси, конкуренция стала ощущаться довольно остро. И профессионалам, которые кормятся именно этим делом, а не подрабатывают после дневной отсидки в какой-нибудь конторе, приходится туго на фоне роста цен на ГСМ и запчасти. И им, профессионалам, присутствовавшим на митинге, хотелось бы, чтобы от Пензы I и в ближнее Арбеково стоимость проезда была рублей пятьсот, и чтобы "минивозов", то есть подработчиков после дневного ковыряния в носу на основной работе, согласных довезти из центра в то же Арбеково приблизительно за сто рублей, на улицах не было вообще.
Чиновник Антипов, кстати, единственный, кто на этом митинге вспомнил про интересы и платёжные возможности населения. Но не громко, ибо в этом окружении было бы сие действо бестолковым, а в беседе с журналистами. Так вот, в продолжение его слов, есть мнение, что повышение расценок на такси ни к чему хорошему не приведёт. Во-первых, стреднестатистический пензяк за пятьсот рублей из центра города в Арбеково не поедет. Разве что в ночи по крайней нужде или по пьяному делу. Во-вторых, никакими карательными законами "минивозов" с рынка не уберёшь – "бомбилы" были и при коммунистах, а уж как тогда боролись с нетрудовыми доходами, старики знают…
Потому можно сказать, что на митинге легальные таксисты потребовали как бы создать ситуацию, чтобы они стояли со своими расценками и нервно курили, когда подработчики, на радостях параллельно взвинтив свои цены, например, до нынешних действующих пределов, будут набивать бордачки автомобилей наличностью… Ибо сей бизнес сильно зависит от населения, а таксистов развелось в маленькой Пензе по самое не хочу…
Но ведь что-то нужно делать, в этом нет вопросов. С "бомбилами" понятно – усилить карательные меры и привлечь общественность в лице легальных таксистов, и если этим заниматься постоянно, то "бомбила", пусть не исчезнет, как паразитический подвид, не платящий налогов, но хотя бы основательно спрячется. А вот цены на проезд… Поднимайте. И тем самым помогайте развивать общественный транспорт притоком пассажиров, которым такси по 500 рублей не по карману. Господин Фомин, местный транспортный магнат, как депутат поддержит в этом вопросе таксистов обеими руками…
А может быть, просто убавить количество такси на улицах Пензы? Повысить при лицензировании требования к техническому состоянию транспортных средств, а также к стажу, причём, безаварийному, водителей такси, ввести обязательную переэкзаменовку по правилам дорожного движения через какие-то периоды работы, ещё чего-нибудь придумать… Дабы такси были бы именно такси, а не вёдра с гайками, как один раз к автору приехала некая дымовушка, чтобы водитель был водителем, в конце концов, а не только просто знал, как рулить… Тогда и при нынешних ценах можно будет нормально и таксистам жить, когда на перекуры просто не будет времени, если хочешь что-то заработать.
Но это мнение пассажира, а таксистам виднее, чего они хотят. Значит, добьются, они народ относительно дружный. Но решать-то всё равно пассажирам, ехать или не ехать…
Виктор Шамаев. |