До выборов президента Российской Федерации остаётся менее двух недель, но на результат, судя по всему, работает только штаб Владимира Путина. Ксения Собчак и Владимир Жириновский привычно развлекают публику телевизионными скандалами, а в рядах коммунистов вообще царят разброд и шатания. Многие однопартийцы Геннадия Зюганова не готовы считать миллионера Павла Грудинина своим кандидатом.
Раскол в стане КПРФ особенно хорошо заметен на фоне былого единства: в ходе прежних предвыборных кампаний сторонники КПРФ отличались, прежде всего, дисциплиной. А сейчас СМИ то и дело сообщают об очередном факте отступничества и нарушения ленинского принципа демократического централизма.
Одним из первых публично заявил о своем разочаровании программой товарища Грудинина известный политик и экономист Никита Исаев. Затем из списка доверенных лиц кандидата вышла супруга, пожалуй, самого известного после Зюганова представителя левых сил – Сергея Удальцова, которого даже не включили в список, несмотря на публичную поддержку им коммунистического кандидата. А на днях депутат Брянской облдумы Сергей Антошин лишился партбилета за неудобные вопросы про "красного олигарха". А ведь народный избранник всего лишь поинтересовался, откуда взялся Грудинин и почему именно он, а не кто-то из опытных и проверенных партийцев стал кандидатом?
В результате традиционно сплочённый и активный коммунистический электорат оказался деморализован и лишился своего главного оружия. В ходе этой предвыборной кампании мы не видим эффектных и многочисленных массовых акций, им на смену пришли кулуарные встречи Грудинина с лояльными представителями партактива.
"Первички КПРФ просто игнорируют всю эту кампанию. Они реально ничего не делают, даже не поддерживают обычный уровень своей активности, – отмечает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Обратите внимание на то, что у Грудинина проваливаются все уличные мероприятия. Они требуют достаточно высокой степени мобилизации, но сегодня на них не приходят даже постоянные участники таких акций – наиболее активные члены КПРФ и функционеры. Если на мероприятие заявлено 700 человек, а выходит 200 – это значит, что не удается собрать гарантированный на любом коммунистическом митинге минимальный состав".
Вместо идейных, сознательных коммунистов организаторы кампании Грудинина пытаются привлечь людей, не имеющих никакого отношения ни к КПРФ, ни к левому движению в целом. "Это как раз люди из нового прогрудининского электората, который в значительной мере состоит из бывших членов или сторонников "Единой России" и националистов, – подчеркивает Кагарлицкий. – А вот многие левые объединились в борьбе против Грудинина. Тут он сыграл позитивную роль, позволив очистить и консолидировать настоящее левое движение".
В любой партии такое положение дел невозможно считать нормальным. И ряд экспертов уже предрекают закат зюгановской Компартии и последующие кардинальные изменения в левой части политического поля. По словам секретаря ЦК Российской коммунистической рабочей партии Александра Батова, размежевание сейчас происходит внутри самой КПРФ, и это может подхлестнуть центробежные тенденции в партии. "Основной тренд, о котором можно сейчас говорить, это своеобразная поляризация мнений, – пояснил Батов. – С одной стороны, появилась масса "верующих в Грудинина" – людей, которые с исступлением готовы следовать за ним и закрывать глаза на все его мелкие и крупные грехи. С другой стороны, есть значительная часть "ядерного" электората КПРФ, считающая себя достаточно ортодоксальными коммунистами, и им претит выдвижение капиталиста, без стеснения заявляющего о том, что крупный бизнес надо поддерживать, что офшоры – это неплохо и т.д.". По мнению Батова, после выборов "сторонники и противники Грудинина могут не на шутку сцепиться друг с другом, тем более что в КПРФ давно идет подковёрная борьба за власть в ожидании, что Геннадий Андреевич скоро уйдет".
"В высших эшелонах КПРФ стоит ожидать борьбы за наследство Зюганова, но сильного раскола не будет. Скорее можно говорить о серьезных изменениях среди избирателей КПРФ, тех, кто идейно за коммунистов и готов всегда голосовать за них, – считает бывший член КПРФ, ныне руководитель карельского отделения партии "РОТ-Фронт" Александр Степанов. – Вот здесь будет разочарование, поиск новых политических сил, которые больше соответствуют их представлениям. А сама КПРФ тихонько продолжит деградировать. На мой взгляд, идеологически на этих выборах она окончательно умерла и в будущем станет своего рода зомби, поддерживающимся только деньгами из бюджета и брендом".
Причина разочарования членов КПРФ очевидна – пришедший на смену казавшемуся вечным Зюганову Павел Грудинин совершенно не вписывается в представления о коммунистическом лидере. Ведь с привычной точки зрения Грудинин представляет собой скорее классового врага, даже не пытающегося перекраситься. Истории о миллионных вкладах в западные банки, о принадлежащей кандидату и его семье зарубежной недвижимости, словно нарочно злят его потенциальный электорат. А внутренние конфликты вроде ссоры самого Грудинина с Зюгановым из-за отношения к Михаилу Сергеевичу Горбачёву только осложняют и без того проблемный для КПРФ ход избирательной кампании.
"Теперь КПРФ можно посоветовать только самораспуститься, – подводит итог Борис Кагарлицкий. – Они бы уже давно так сделали, если бы были гарантированы их бизнес-интересы. Это, ведь, прежде всего бизнес-организация, которая занимается решением проблем заказчика через Думу, Заксобрание и т.д. Так что распуститься они не могут, по крайней мере до тех пор, пока правила игры в политике не изменились".
Сергей Никаноров, "Независимая газета". |