Недавно российская Генпрокуратура предоставила английской стороне некие бумаги для экстрадиции в Россию Алексея Шматко, который длительное время скрывается за рубежом, дабы не сесть на Родине в тюрьму. Как выяснилось, британская Фемида до сих пор не верила ему, что в Пензе на него заведено уголовное дело, что он значится в разработке ФСБ, что он некоторое время находился в следственном изоляторе, претерпевая все тамошние методы выколачивания признательных показаний, и, видимо, поэтому тянули с предоставлением политического убежища. Теперь российские правоохранители сами поспособствовали скорейшему движению дела…
Не стоит очередной раз в подробностях останавливаться на истории Алексея Шматко – причины его своевременного ухода за кордон давно известны широкому кругу заинтересованных и просто любопытствующих лиц, а также давно стали достоянием гласности многие страницы его уголовного дела, как и потешные моменты процесса его "поиска" и якобы поимки. Пока он очень не бедно по российским меркам живёт в Великобритании на хлебах у тамошнего бюджета, ибо законы там таковы, что работать ему не положено, а только бездельничать за казённый счёт принимающей стороны до тех пор, пока официально не получит политического убежища. Суд по этому поводу состоится 3 августа, и бумаги из России, подтверждающие, что он уголовно преследуемый, поступили очень вовремя…
– Из СКР мне сделали просто царский подарок. В Британии же совсем не верили, что против меня есть дело, они же думали, что я всю историю сочинил. Ну, они тут про всех так думают, – вот так Алексей Шматко обозначил пользу от следственных органов своей бывшей Родины.
А ещё в тамошнем суде первым делом заглянули в интернет для оценки общественного мнения в отношении Алексея Шматко, чтобы вынести справедливое и объективное решение по его вопросу. Чтобы наши российские судьи в своих решениях принимали во внимание то, что говорит общественность – даже представить нельзя… А там вот так на всё смотрят. Ну, в общем, посмотрела британская судья на публикации в сети с разных сторон, поняла, что дело публичное, а в Великобритании это любят, а если в деле фигурирует основным гонителем ФСБ, так тут вообще вопросов к беглецу почти не бывает… И очень кстати пришлись тут мнения в интернете хоть и бывших, но сотрудников ФСБ – это считается как бы свидетельством в пользу Шматко на предстоящем суде по представлению ему статуса политического беженца. Такой вот камуфлет, как говорят в артиллерии…
Ну вот почему всё так? Почему есть большая доля вероятности, что 3 августа британский суд предоставит политическое убежище и тем самым не захочет вернуть беглеца обратно в застенки пензенского СИЗО? Где дальнейшая судьба Алексея Шматко может быть весьма туманной после того, как он на весь мир поделился впечатлениями о манерах российского следствия и выложил интересные моменты из его уголовного дела. Потому что буквы в бумажке от Генпрокуратуры не есть гарантия того, что с ним чего-нибудь "случайно" не может произойти в казематах следственного изолятора после его участия в акции протеста у российского посольства в Лондоне, например… А всё потому, что правосудие в России и в той же Великобритании есть понятия разные. Но развивать мысль дальше не стоит, ибо автор не в Лондоне околачивается, а в Пензе, а о судьях и следователях вслух и публично свои мысли тут произносить не рекомендуется…
Нужно ещё раз подчеркнуть, что никто не пытается оправдать Алексея Шматко в инкриминируемых ему деяниях, не нашего ума дело. Это дело нормального суда. Просто интересен сам факт события, как он ушёл спокойно за кордон, как спохватились, как упорно искали его в то время, когда он на весь мир вещал и показывал на фото окрестности своего места пребывания с точностью до улицы и дома…
Вообще есть такое предположение, что Шматко пензенским следователям вовсе не нужен. Так он скрывается где-то за морем, дело висит, и чёрт с ним, зарплата идёт, нужные бумажки вовремя написаны… А вдруг появится обвиняемый пред очами следователя? Это нужно тогда проводить следственные действия, доводить дело до суда, к которому теперь будет приковано внимание широкой мировой общественности, которой абсолютно плевать на предмет уголовного разбирательства, а более интересны факты и методы добычи доказательств. Вот кому нужна такая суета, чреватая непредсказуемыми последствиями? А так получит Шматко политическое убежище, откажут британские власти в экстрадиции, уголовное дело покроется очередным слоем пыли, да и забудется всё в рутине текущих проблем, в том числе и его приключения в пензенском СИЗО…
Короче говоря, вся надежда на британский суд. И, может быть, надежда общая – и у Алексея Шматко, и у пензенских следователей…
Виктор Шамаев. |