В центре Пензе есть Фонтанная площадь. У неё даже сложилась своя история, и если окунуться в которую, то приходят на ум слова Козьмы Пруткова: "Глядя на мир, нельзя не удивляться"…
Когда приезжие спросят пензенского аборигена, где находится Фонтанная площадь, то, видимо, скоро (если не уже!) будет такой ответ – это там, где стоит дырявый кентавр с лицом Навального. И любой иногородний поймёт сходу. Ибо сие творение стало притчей во языцех сразу, как только оно там появилось, даже за пределами Пензенской области. И как только люди не обзывали этот объект непонятно какого смысла… И, как следствие, аналогичными эпитетами местные "гражданские активисты" награждали и автора творения, и власть, допустившую сие "искусство" в центре города. Но зато Пензу ещё больше уже не путают с Пермью – у них нет дырявого Навального с туловищем кентавра, а у нас есть! Которому намедни ещё и яйца покрасили в цвета российского триколора – полиция, говорят, даже ищет хулиганов.
Только следует заметить справедливости ради, что короткая память у острых на язык пензяков. Ведь не так уж и давно на этой самой Фонтанной площади стояли таки́е "шедевры", что дырявый кентавр по сравнению с ними – Венера Милосская...
Навального-кентавра можно хоть как-то назвать. Например, тем же кентавром. Или Навальным после "употребления" его урками на зоне. А какое название имели эти вот "чудеса" столицы Сурского, понимаете ли, края?
И всех всё почему-то в ту пору устраивало. Никто эти изваяния не раскрашивал местами, ибо оные были созданы в рамках смыслового приличия – просто нечто, и всё. Их создатели, может, что-то в них и видели, но нормальному адекватному простолюдину сие было неведомо. А поясняющих табличек рядом не поставили… Однако, дети при столкновении с этими "произведениями искусства" не травмировались, да и в глаза сии громоздкие штуки особо не бросались, ибо стояли на газонах и никому не мешали.
Тем не менее – почему эти, которые неизвестно как называются, не вызывали никакой бури эмоций у публики, а дырявый Навальный с телом кентавра вдруг стал мишенью для злобы и насмешек? И, вроде бы, также выполнен в стиле современной бездуховности и модного среди творческих личностей "иного видения окружающего мира"… Ведь лет так через тысяч сто, когда тогдашние археологи докопаются до слоя сегодняшней цивилизации, то этот "мужеконь" с отверстием в груди может также, наряду с памятниками поэтам, героям и даже таким упырям, как Ленин и Сталин, объективно рассказать далёким потомкам, чем дышало наше общество и почему сия цивилизация погибла.
А куда, кстати, власти запрятали тот ансамбль непонятно чего, что показан выше на фотографиях? Это ведь такая же история! Это, как и кентавр Навальный, тоже своего рода послание будущим поколениям! Которое, возможно, в духе того времени они "правильно" поймут, и не будут хохотать от того, какие "произведения искусства" торчали в центре Пензы на самом видном месте, а потащат сии творения в музеи… Ведь та же Венера Милосская в своё время, наверное, ничего такого особенного собой тоже не представляла!
Короче говоря, мысль такая – сегодня это дырявый кентавр с физиономией Навального есть предмет насмешек, но как знать, что там впереди! Может, через несколько столетий цена ему будет баснословная… Да и с теми "шедеврами", которые ранее стояли на Фонтанной площади в Пензе, вообще будет легче – как потомки эти штуки назовут на свой лад, так они и будут называться.
Если, конечно, когда-то это всё откопают. Но, честно говоря, лучше бы не откопали – вдруг у них появятся музеи совершенно иного, противоположного смысла…
* * *
В тему как раз известный всем "бородатый" анекдот: "Пять раз был похищен из музея "Черный квадрат" Малевича. И пять раз сторожу дяде Васе удавалось восстановить эту картину до рассвета…" |