Многие пожилые граждане, в основном, гражданки, с ностальгией вспоминают давние избирательные кампании, от которых была хоть какая-то реальная польза. Нет, не реальное исполнение обещаний кандидатами и партиями – в это давно перестали верить и вникать. Люди ждут от кандидатов хоть какого-то проку – например, лапшу в буквальном смысле, пусть и серую с просроченным сроком годности, но которую можно съесть за неимением чего другого, а не просто стряхнуть с ушей. А ещё зрелищ и новых лавочек во дворах для алкашей, ибо старые пришли в негодность…
Понятие "подкуп избирателей" нужно искоренить. Сегодняшний избиратель не покупается уже, он не пойдёт голосовать за "Справедливую Россию" только за садовые перчатки с партийным логотипом и несколько крышек для консервирования. И далеко не всякий из тех утративших своё человеческое достоинство особей, которые дрались за майку с кепкой и банку консервов на железнодорожном вокзале у агитпоезда ЛДПР, поставит в бюллетене галочку за эту шутовскую партию. Но люди ждут от выборов праздника, а его больше нету…
Кандидаты больше не водят хоровод перед избирателями, не играют на гармонях, разве что парень с Урала Василий Мельниченко в компании с двумя гармонистами по 147-му округу разъезжает, тем и известен стал в пензенской глубинке. И на лавочки для пьяниц никто из кандидатов уже не разорился, хотя оборудование дворовых распивочных мест случается только в преддверие местных выборов, для Госдумы это слишком примитивно…
А ещё граждане, в частности, пенсионеры, ждут стука в дверь квартиры, и чтобы на пороге нарисовались приятные люди с "материальной помощью" – серые макароны, кильки в томатном соусе, пакет гречки с мусором наполовину, тушёнка из какой-то смеси и обязательная сгущёнка (не сгущённое молоко, а именно сгущёнка, ибо это совершенно иной продукт), которая тоже сладкая… Но забыли нынешние кандидаты про народ. Как забыли на этот раз и поздравить открыткой с Днём знаний мою умершую двадцать лет назад тёщу. Или с деньгами туго, ибо вояжи в страны загнивающего Запада нынче дорого обходятся…
Но к народу можно быть ближе и совсем иным способом. Например, развесить свои портреты на помойках, как это сделали пиарщики кандидата от КПРФ тов. Камнева. Весьма характерно, и ближе к массам и не придумаешь – вот, мол, вы тут, и я с вами… Или все заборы залепить, да так, чтобы в глазах рябило, чтобы по ночам снился.
Но до выборов ещё две недели. Для того чтобы довести публику до умиления, ещё есть время. Тем более что всё делается на ходу – например, на тракториста, равняющего место под детскую площадку во дворе, можно натянуть накидку с партийным логотипом. Или, поднимаясь по лестнице в подъезде, можно приноровиться лепить по ходу намертво на стенах агитационные картинки, чтобы до следующих выборов содрать было нельзя. А ещё лучше на электрощитах – захотел избиратель узнать, сколько счётчик накрутил, а перед глазами бац – Людмила Коломыцева! И попробуй, оторви… Но если такую назойливость не подкрепить чем-либо съестным или, на худой конец, бесплатной подпиской на "Новую социальную газету", то вечный портрет на электрощите в подъезде может сыграть 18 сентября плохую услугу…
Короче говоря, давайте праздника, а не голой скучной агитации. Потеха в виде теледебатов, которые начинаются на днях, не в счёт – их давно никто не смотрит. И не нужно бояться, что предъявят обвинение в подкупе – чтобы купить сегодня избирателя, у нынешних кандидатов и партий кишка тонка. А вот обидеть невниманием можно запросто…
Виктор Шамаев. |