Среди вымышленных цитат Бисмарка, которыми по хорошей традиции любят у нас обосновывать любую ерунду, особняком стоит фраза про то, что "Войну выиграл (вариант для интеллектуалов - битву при Садовой) школьный учитель".
Судьба фразы интересна – её написал один профессор географ из Саксонии в газетном панегирике всему прусскому, в том числе и системе народного образования по поводу войны с Австрией. Профессора можно было понять – в едином немецком государстве комфортно было не всем осколкам допрусского мира. Кафедру свою этот дяденька по фамилии Пешель вроде как получил, молодец. На русский эту фразу переперли, изрядно романтизировав после франко-прусской войны (поэтому в российском базовом варианте она начинается с "Францию победил...") в целях поддержать разночинское самомнение, я полагаю.
Для меня эта фраза стала одним из двух абсолютно чётких маркеров профанации любой дискуссии о системе образования. Как слышишь или читаешь: "Еще Бисмарк считал, что именно школьный учитель...", жди беды. Второй ярчайший знак, хуже Бисмарка – это дискуссия про "сферу обслуживания" vs "героическое служение", "отрасль производства нового человека" и прочая мутотень.
Откуда такая постановка вопроса берется примерно понятно: "гражданская служба" и "сфера обслуживания" основаны на одном и том же слове "service". Собственно civil service – это сфера предоставления услуг, где работодателем является государство. И от всех прочих services отличается не нечеловеческим героизмом занятых, а статусом работодателя. Услуга и служение – это, кстати, одно тоже не только в английском и всех латинских языках, но и в русском, судя по корню. Но как же удобно подменять реальные разговоры про здравоохранение и образование рассуждениями про то, "сфера" ли это "услуг" или что-то другое.
В общем, делюсь рецептом "как распознать профанатора в сфере образования": это человек, который обязательно "процитирует" Бисмарка и скажет, что "образование – это не сфера услуг".
Учительство, преподавание – это работа. Ответственная. С людьми. Но работа. И если хочешь, чтобы учителя уважали – покажи, что она нужна и вознаграждается. С тех пор как финикийские купцы придумали деньги, других способов показать значимость того или иного дела не появилось. Если государству нужен military service ("предоставление военных услуг") – офицеры получают хорошо, а в суворовские училища можно попасть только по блату. Когда государству понадобятся вдруг (хотя с чего бы это?) услуги в сфере здравоохранения и образования – абсолютно все узнают про это дело по платежной ведомости и начнут разными коррупционными способами устраиваться в ФАПы на Транссибе и сельские школы в Нечерноземье.
Пока же няня в московской семье среднего класса получает втрое больше учителя где-нибудь в Брянске, не имеет никакого значения, вернут ли в школу астрономию, как фамилия министра образования и можно ли говорить об "услугах" применительно к нему.
Глеб Кузнецов. |