В последнее время в СМИ всё чаще стали вспоминать такие понятия, как рынок труда, безработица, замелькали цифры, таблицы, официальные источники начали публиковать прогнозы, а "неправильные" средства информации как говорили, так и говорят всё, как есть. Власти утешают народ общедоступной статистикой, которая от той, что под разными грифами, отличается порой диаметрально, проводят ярмарки вакансий и торжественно бьют в литавры, что устроили на работу два десятка человек. А премьер-министр Дмитрий Медведев давеча возьми и ляпни, что впереди совсем тяжёлые времена…
Для начала, как водится, официальные цифры. По данным на 1 января 2016 года, в службе занятости Пензенской области зарегистрированы 5758 безработных граждан, предприятиями региона заявлены для замещения 7887 вакансий. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,8 процента от численности экономически активного населения региона, при этом в целом по Российской Федерации данный показатель составляет на уровне 1,3 процента, в ПФО – 1,1 процента. Вот как сравнительно хорошо у нас в Пензенской области, айда все к нам…
Однако давно известно, что реальная безработица приблизительно на два порядка выше, чем количество зарегистрированных безработных граждан в центрах занятости. Ибо связываться с биржей труда в поисках работы – это просто пустая трата времени. Оставшиеся ещё квалифицированные представители рабочих профессий и без помощи биржи себе найдут работу, и уж, скорее всего, не в Пензе с её копеечными зарплатами, а бухгалтеры, юристы и экономисты, как правило, ищут работу иными путями – по знакомству, за взятки или иными способами, о которых молодые женщины могут сходу догадаться.
То, что безработица подскочила, а уровень жизни, сообтветственно, значительно упал, можно увидеть просто по людям, если быть хоть немного по жизни наблюдательным.
Увеличилось, причём резко, количество алкашей на улицах – в основном, это постоянные клиенты аптек, в которых продаются так называемые "фанфурики". На приличное пойло у такого контингента и в хороший год денег не было, но сейчас этот самый контингент увеличился, причём, за счёт тех, кто совсем недавно сам брезгливо смотрел в сторону очереди из трясущихся помятых граждан у аптечного окна. Но кризис коснулся не только тех, кто пополнил ряды аптечных алкашей – значительно снизился поток клиентов в барах и ресторанах, но почему-то (это ещё нужно как-то объяснить) народ толпами попёрся в… спортзалы! Кстати, сей факт отмечают представители правоохранительных органов…
Ещё один характерный признак безработицы – значительно сократилось количество народу в утренние часы пик на остановках общественного транспорта. Многим стало некуда с утра спешить… Зато прибавилось работы у сапожника, который сидит в соседнем дворе в подвале, он уже не дремлет, как обычно. Ибо на ремонт старья у людей ещё деньги найдутся, а на новую обувь уже нет – пройдитесь по рядам с обувью на Центральном рынке с видом, будто чего ищите. Из-за вас подерутся…
Но самую точную оценку экономического состояния общества могут дать представители сферы торговли продуктами питания. В общем-то, и раньше народ не шиковал, но сейчас, например, пролетарскую рыбу путассу (именно рыбу, а не пакеты с месивом из голов и хвостов) ещё надо поискать…
Но официально у нас безработица – 0,8 процента, и мало ли кто чего не то в людях увидит. Но о чём слово молвил сам премьер-министр? Он, которого не сократят, и которому зарплату не убавят, заявил, ничтоже сумняшеся:
– Всех нас ждут не самые простые времена, и именно сейчас нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом. Оно заключается в том, что у нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой... Кому-то – это может быть довольно значительная часть населения – придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства.
Интересно, кого это "всех нас"? Обычно на такие заявления у народа один ответ: "Начни с себя!". Если уж не в отставку подать, так сократить себе и своим чиновникам в правительстве зарплату втрое, если Родину действительно любишь и о благе народа искренне печёшься. И на оставшуюся треть прожить можно кучеряво даже по нынешним временам. Но о подобных шагах даже в предвыборные времена небожители не помышляют, а потому слова премьера можно расценить однозначно – в стране грядёт массовая нищета. Со всеми вытекающими внутриполитическими последствиями. Не смотря на то, что в Пензенской области безработица всего 0,8 процента…
Однако кризис кризису рознь – бедность в столице равна нормальному состоянию среднего класса в Пензе. Московский нищий просто буржуй недорезанный по сравнению с пензенским пенсионером. А судьба любой страны вершится, как правило, в столице – потому у нас Москва давно уже не Россия по уровню жизни населения. Можно сказать проще – прикармливать народ нужно вокруг Кремля, а не в селе Карамалы Пензенской области, к примеру. Ибо бунт именно под боком небожителей их судьбу может мгновенно решить, а не битьё окон администрации сельсовета в каком-нибудь захолустье с двумя десятками аборигенов. В августе 1991 года власть в Москве менялась, а периферия только ждала, какой флаг поднять… Как и в 93-м, но тогда новая власть учла просчёты своих предшественников, в ход пошли танки, и флаги по всей стране остались на месте.
Поэтому всё останется на уровне запланированной стабильности, даже если люди начнут кормить детей кашей из украденного комбикорма, как это было в середине 90-х годов в некоторых сёлах Пензенской области. И с вилами за чиновниками тогда никто не бегал. И народ проголосует на ближайших выборах в Госдуму стабильно. Но только вопрос – за кого? Если все массово поставят галочку в последней строчке бюллетеня (кандидат "Против всех"), то не поможет никакое шулерство с уже узаконенным недопущением "неправильных" журналистов на избирательные участки.
А пока радуйся народ пензенский и не слушай Медведева – безработица у нас 0,8 процента, а от сытости у людей пузо трещит, согласно статистике. А осенью посмотрим, какова реальная безработица, и насколько прав Медведев…
Виктор Шамаев. |